Большой строительный портал PROdom
выбор региона:
Товары
товарный каталог стройрынка
Услуги
база данных подрядчиков
Мебель
большой онлайн-каталог
Недвижимость
квартира, дом, офис, участок
Дизайн интерьера
квартира, дом, офис
Проекты домов
дома, коттеджи, гостиницы
Компании
каталог строительных компаний и организаций
Бренды
каталог строительных брендов
Форум
строительство, ремонт, недвижимость

Белорусское общество оценщиков намерено инициировать внесение изменений в Указ от 13.10.2006 г. № 615

2007-10-15 в 11:17|Дмитрий ПЕТРОВ - Белорусы и рынок,  www.br.minsk.by



Внесение изменений в Указ от 13.10.2006 г. № 615 намерено инициировать Белорусское общество оценщиков (БОО). О том, почему этот документ нуждается в существенной корректировке, рассказывает председатель совета БОО Николай ТРИФОНОВ.

— Николай Юрьевич, Указ № 615 действует менее года. Неужели в сфере оценки произошли столь существенные изменения, что сравнительно недавно принятые нормы оказались устаревшими?

— Необходимость изменений заложена, можно сказать, самим фактом принятия указа. Неплохо функционировавший рынок решено было перекроить и переделать буквально революционными методами, отойдя не только от ранее существовавшей практики, но и от мирового опыта оценочной деятельности.

Как правило, регулирование оценочной деятельности осуществляется комплексно: законодательно, стандартами и, главным образом, путем профессионального саморегулирования. У нас же государство смело вторглось в эту исключительно тонкую сферу. Например, везде, в том числе и в России, собственник имущества или любое другое заинтересованное лицо стремится получить независимую оценку, считая ее наиболее точной и объективной. А у нас, согласно указу, государственное имущество оценивают специалисты, работающие в государственных же организациях. Есть и другие не очень удачные новации.

Неудивительно, что рынок оценки в конце прошлого года испытал шок. Коммерческие банки больше месяца почти не выдавали кредитов, поскольку не знали, как оценить залог. К настоящему времени шок сменился затяжным кризисом, и без внесения изменений в указ преодолеть его невозможно.

— Но ни в одной развитой стране государство не является основным собственником имущества. Белорусское же государство, как собственник, имеет все основания получить ту оценку, которую считает нужным, в том числе "неправильную".

— Я бы не ставил так вопрос. Государство неоднородно, и наряду с чиновниками, считающими возможным использовать "свои" оценки, есть большое число компетентных государственных управленцев, которым для принятия решений необходима качественная оценка стоимости. На основе "заданных" оценок трудно проводить переговоры с иностранным инвестором. Он все равно закажет собственную оценку у специалиста, которому доверяет. А слишком разные оценки не станут основой для конструктивных переговоров, а значит, вряд ли будут содействовать привлечению в страну иностранных инвестиций.

Требование указа о госоценке создало и массу технических проблем. Если в столице и крупных городах оценщиков достаточно, то в некоторых районах их нет вовсе. Известно много случаев, когда из-за невозможности оперативно оценить неденежный вклад в уставный фонд предприятия с госсобственностью на месяцы задерживалось его создание. Такие же проблемы возникают при заключении сделок, отчуждении имущества.

— Указ № 615 критиковали за установленную им систему аттестации. Утверждалось даже, что в предложенном виде она не будет функционировать. Однако сегодня в стране около 200 аттестованных оценщиков и их число увеличивается.

— Неприятие вызвала прежде всего подмена понятий. Указ требует проведения аттестации, то есть подтверждения претендентом специальных знаний. Однако в Беларуси лишь в этом году в высшей школе появилась специальность "оценщик". А если нет государственных программ обучения оценщиков, какие же знания могут проверяться? Поэтому аттестация у нас оказалась фактически подменена сертификацией, и в ходе экзамена требуется дать ответы на вопросы, касающиеся стандартов оценки.

Со стандартами, к слову, свои недоразумения. Согласно закону о стандартизации, они не являются обязательными, но для стандартов оценочной деятельности в Указе № 615 сделано исключение.

В ситуации, когда аттестационный экзамен не соответствует своему назначению, к тому же процедура аттестации усложнена, многие опытные оценщики не хотят получать аттестат. Как следствие, значительная часть аттестованных — вчерашние студенты, имеющие минимальный опыт работы. В частности, из числа специалистов, занимавшихся оценкой автотранспортных средств до принятия Указа № 615, только трое получили аттестат.

Легко представить, насколько в результате такой "проверки знаний" снизилось качество оценки. Распространенной стала ситуация, когда реально оценку выполняет один специалист, а подписывает заключение другой, имеющий аттестат. Таким образом, вопреки желанию его авторов, указ спровоцировал расширение теневого рынка оценки. В то же время, например, вызывающая множество нареканий система оценки последствий дорожно-транспортных происшествий в указе вообще не затронута.

— Независимые эксперты отмечали, что от принятия Указа № 615 больше всего пострадали банки. Как они адаптировались к нововведениям?

— Банки получили фактически двойной удар. Нехватка аттестованных специалистов, в том числе имеющих право оценки имущества госорганизаций, довольно часто тормозит заключение кредитных договоров. Определенное облегчение вносит возможность внутренней оценки, выполняемой с привлечением специалистов-консультантов. Но даже когда оценка имеется, она далеко не всегда устраивает банк, а выполнить собственную, как это делалось до указа, он не вправе. Поэтому в случае несогласия с оценкой, предоставленной клиентом, банк просто находит повод для отказа в кредите.

— Получается, указ настолько неудачный, что его лучше всего вообще отменить?

— Зачем же повторять ошибки авторов этого документа, год назад уже шокировавших рынок? Для нормального регулирования оценочной деятельности такой путь абсолютно противопоказан, изменения должны быть только эволюционными. Тем более что указ не лишен позитивных моментов, которые в любом случае требуется сохранить. Сегодня правильнее всего вести речь пусть о существенных, но корректировках.

На прошедшем в Минске Международном конгрессе оценщиков СНГ одной из тем было совершенствование законодательства по оценке в Беларуси. Эта тема звучала в выступлениях представителей Госкомимущества, Высшего хозяйственного суда, Минфина. Банки готовят обоснование для исключения оценки для нужд банковской деятельности из сферы действия указа. В свою очередь Белорусское общество оценщиков, объединяющее около 200 членов, в пакете своих предложений акцентирует внимание на процедурных вопросах.

В частности, сегодня аттестат могут получить лишь лица с высшим техническим, юридическим либо экономическим образованием. А выпускник, допустим, матфака, изучавший актуарную математику, то есть наиболее близкую к оценочной деятельности дисциплину, не может быть допущен к экзамену. В области оценки интеллектуальных продуктов во всех развитых странах вполне успешно работает большое число гуманитариев. Очевидно, что спектр специальностей, "пригодных" для аттестации, должен быть существенно расширен.

Относительно самой больной проблемы — кому оценивать госимущество — позиция членов БОО неоднозначна. С одной стороны, в Беларуси имеется хорошо отработанная система продажи и передачи в залог по согласованию с главой государства или соответствующими госорганами особо ценного имущества. Такая же матрица вполне может быть использована и в оценочной деятельности. Пусть объекты, стоимость которых превышает некую заданную величину, оценивают только специалисты госорганизаций.

Но какие могут быть основания не доверять обычную оценку лицам, получившим аттестат установленного образца? Тем более что, подчеркну еще раз, от дефицита предложений на рынке государственной оценки страдают в первую очередь госорганизации. С другой стороны, многие считают, что решением может быть лишь полная отмена такой нормы.

Необходимо внести и другие коррективы, касающиеся процедуры оценки и селекции участников данного рынка. Нет сомнения, что, несмотря на специфичность белорусской экономической модели, нам нужно учитывать мировой опыт организации этой деятельности.

В Международных стандартах оценки — документе по оценочной деятельности, признанном во всем мире, — записано, что оценки "будут приемлемой нормой для конечных пользователей только тогда, когда они подготовлены прошедшим профессиональное обучение членом признанного национального оценочного объединения, которое само обеспечивает соблюдение стандартов квалификации, компетенции, опыта, этики и раскрытия данных при оценке".

Вернуться к списку новостей напечатать страницу








Большой 
строительный портал PROdom © 2008
Проект Дениса Кораблева
Интернет-технологии для Бизнеса © 2007
Идея, дизайн и разработка сайта —
ActiveMedia

Рекламный отдел

(+375 44) 761-60-25
(+375 29) 556-99-11

prodomhelp

условия размещения рекламной информации