Большой строительный портал PROdom
выбор региона:
Товары
товарный каталог стройрынка
Услуги
база данных подрядчиков
Мебель
большой онлайн-каталог
Недвижимость
квартира, дом, офис, участок
Дизайн интерьера
квартира, дом, офис
Проекты домов
дома, коттеджи, гостиницы
Компании
каталог строительных компаний и организаций
Бренды
каталог строительных брендов
Форум
строительство, ремонт, недвижимость

Новые правила

2008-01-14 в 14:31|Елизавета Булатецкая, "Белорусы и рынок",  www.br.minsk.by



Президент передал свои земельные полномочия местным органам власти, но оставил за собой право "выбирать" площадки под будущие новостройки.

 

Подписанный 27 декабря 2007 года Указ № 667 существенно меняет правила игры на земельном рынке в Беларуси. Если в двух словах, то отныне все земельные вопросы будут решаться на уровне Мингорисполкома и облисполкомов, для физических лиц снимается запрет на продажу незастроенных участков, купленных на аукционных торгах, а юридическим лицам предоставлена возможность свободно передавать земельные права при продаже строений и зданий.

Теперь обо всем этом подробнее.

Запрет оставлен с оговорками.


Указ № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" отменяет ранее принятые указы, которые регулировали земельные отношения в РБ. Отменен даже Указ № 58, которым с 1 января 2007 был введен запрет на продажу земельных участков без строений или с недостроенными незаконсервированными объектами. Но сам запрет остался, хотя и с некоторыми оговорками.

По новым правилам незастроенный участок продать можно, если он был куплен физическим лицом на аукционе. В связи с этим граждане, купившие участки в 2006 году на вторичном рынке, и те, кто успел в прошлом году приватизировать свои земельные наделы по кадастровой стоимости (это почти рыночная цена), могут почувствовать себя ущемленными в своих правах распоряжаться земельной собственностью.

В новом указе предусмотрена прежняя норма, согласно которой граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут получать земельные участки для строительства индивидуального дома по заявительному принципу, то есть без всякого аукциона. Причем по новым правилам очередник, проживающий в городе, может получить участок под коттедж в районе. Исключение сделано для областных центров и Минска. Жители этих городов и постоянно работающие в них граждане могут приобрести земельные участки в сельской местности для строительства жилых домов только участвуя в аукционе. Например, из документа следует, что, будучи состоящим на учете нуждающихся по месту жительства, минчанин, постоянно работающий в Минске, не может получить участок в Минском районе по заявительному принципу.

Для граждан-неочередников независимо от их места работы и проживания устанавливается единая возможность приобретения участков, находящихся в госсобственности, для строительства индивидуального дома — аукцион.

Без аукциона можно приобрести участки для ведения личного подсобного, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокоса, выпаса скота, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, а также для оформления прав на земельные участки, на которых уже построены объекты недвижимости.

Под многоквартирное жилье типовых потребительских качеств участки также будут выделяться без проведения аукционов.

Сложное станет простым.

Еще одно важное новшество — на местные исполнительные комитеты возложена обязанность формировать и распространять всеми доступными способами (на информационных стендах и официальных интернет-сайтах местных исполнительных комитетов, через средства массовой информации и т. д.) перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе и с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящимися в населенных пунктах, на территории районов, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы.

Сохранена и практика оформления документов, подтверждающих право на земельные участки граждан, проживающих в сельских населенных пунктах. Как и прежде, местный землеустроитель будет принимать у них документы и привозить им уже готовые, оформленные. В целом все ранее принятые решения по этому вопросу будут действительны. И если кто-то начал процедуру оформления прав на земельные участки, но не закончил ее и она продолжается в настоящее время, то он сможет завершить все без спешки и получить документы на земельные участки без аукционов по старым правилам.

Таким образом, ранее полученные гражданами документы, подтверждающие их права на земельные участки, действительны и их не нужно переоформлять. Указ также не устанавливает каких-либо жестких сроков для тех граждан, которые исторически пользовались земельными участками в деревнях, в иных населенных пунктах, но по каким-то причинам не получили документы на них.

Отныне "не требуется принятие местным исполнительным комитетом решения об изъятии и предоставлении земельного участка либо переходе права на него в случае перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), в том числе не завершенное строительством законсервированное, к другому лицу, если при этом не изменяется целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы" (пункт 12 указа). В этом случае государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение).

Указом и утвержденными этим указом положениями предусматривается порядок предоставления земельных участков для размещения на них специфических объектов, таких как линейные сооружения (газопроводы, нефтепроводы и т. д.), автозаправочные станции и другие.

Плата с отсрочкой.

Плата за получение земельных участков устанавливается в зависимости от их кадастровой стоимости, которая, как известно, определяется с учетом рыночных цен. Установлены основания, по которым отдельные граждане и юрлица будут получать участки на иных правах. Например, оговорены условия, по которым они освобождены от платы за право заключения договора аренды земельных участков.

Для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности) земельные участки будут предоставляться только в постоянное и (или) временное пользование, а не в аренду. Такая льгота, как полагают разработчики документа, позволит удешевить стоимость возводимого жилья.

При приобретении земельных участков в аренду, в том числе по результатам аукционов, закрепляется возможность получения рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды. Такая рассрочка будет предоставляться областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами.

Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков несколько изменяется порядок отчуждения прав на участки на аукционных торгах. Например, в случае, если аукцион на право аренды участка признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним гражданином (индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом), местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после признания аукциона несостоявшимся принимает решение о предоставлении этому лицу земельного участка.

Компетенции с балластом.

Указом упрощается и сам механизм предоставления земельного участка. Раньше вопросы изъятия и предоставления ценных сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда, когда они изымались для целей, не связанных с их назначением, находились в исключительной компетенции главы государства. Теперь это компетенция областных и Минского городского исполнительного комитетов. Правда, назвать ее абсолютной рука не поднимается.

В указе написано, что изменение целевого назначения земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда производится Минским городским и областными исполнительными комитетами и допускается для размещения объектов, если такое размещение предусмотрено в том числе решениями президента или правительства, госпрограммами, утвержденными президентом или Совмином, а также генпланами городов и иной градостроительной документацией.

Поскольку генпланы и корректура генпланов Минска и областных центров утверждаются президентом, а городов областного подчинения — правительством, то получается, что землями в этих городах де-юре будут распоряжаться местные власти, а де-факто — глава государства и правительство. Но отвечать за все будут должностные лица исполкомов, для которых предусмотрена даже уголовная ответственность. Например, если в генплан Минска под нажимом сверху будут внесены изменения, по которым территорию парка в районе улицы Филимонова отдадут под многоэтажную жилую застройку в интересах какой-нибудь московской фирмы, то отвечать за это будут работники Мингорисполкома, если контролирующие органы через пару лет усмотрят в соответствующем землеотводе нарушение.

Кроме прочего, указ четко устанавливает виды вещного права на земельные участки в зависимости от статуса претендента на получение такого права. В частности, гражданам земельные участки могут предоставляться на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды. Индивидуальные предприниматели, а также не являющиеся резидентами Республики Беларусь юридические лица могут получать земельные участки только на праве аренды. Для юридических лиц Республики Беларусь предусматриваются права постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды.

с 14.01.2008 посетило: 482,
Вернуться к списку новостей напечатать страницу








Большой 
строительный портал PROdom © 2008
Проект Дениса Кораблева
Интернет-технологии для Бизнеса © 2007
Идея, дизайн и разработка сайта —
ActiveMedia

Рекламный отдел

(+375 44) 761-60-25
(+375 29) 556-99-11

prodomhelp

условия размещения рекламной информации