Большой строительный портал PROdom
выбор региона:
Товары
товарный каталог стройрынка
Услуги
база данных подрядчиков
Мебель
большой онлайн-каталог
Недвижимость
квартира, дом, офис, участок
Дизайн интерьера
квартира, дом, офис
Проекты домов
дома, коттеджи, гостиницы
Компании
каталог строительных компаний и организаций
Бренды
каталог строительных брендов
Форум
строительство, ремонт, недвижимость

Стадия глубокого погружения

2008-02-04 в 08:00|Елизавета Булатецкая, "Белорусы и рынок",  www.br.minsk.by



Такое предположение высказал в беседе с корреспондентом "БР" руководитель Информационного центра коммерческой недвижимости ОДО "Твоя столицаконсалт" Юрий Попов. Хотя и 30-процентная прибавка к сегодняшним 3 тыс. USD/кв. м для потенциальных покупателей деловой недвижимости может оказаться неподъемной, заметил специалист. Но тут же добавил, что объекты объектам рознь: например, магазины в некоторых торговых комплексах в центре столицы уже сегодня предлагаются по 6-8 тыс. USD/кв. м. При том, что крупные торговые операторы только начинают осваивать минский потребительский рынок.

Впрочем, как полагает Ю. Попов, есть все предпосылки к тому, что и международные ритейлеры, и крупные девелоперские компании активизируют свою деятельность в Беларуси и предложение строящихся бизнес-, торговых и логистических центров пополнится новыми серьезными объектами. Того же ожидали в прошлом году, но оказалось, что иностранным инвесторам понадобилось больше времени на изучение минского рынка, чем предполагалось.

Активность иностранных инвесторов ограничилась в прошлом году изучением рынка, хотя и более глубоким, чем это происходило раньше, уточнил Ю. Попов. Да и самих инвесторов было куда больше, чем за 2000-2006 гг. Как следствие — заметно вырос спрос на консалтинговые услуги, предусматривающие глубокий анализ рынка коммерческой недвижимости. "К нам обращаются как к фирме, которая ведет постоянный мониторинг рынка, работает с реальными продавцами и покупателями, знает потребности рынка не понаслышке, а по реальным ежедневно поступающим заявкам продавцов, покупателей, арендаторов и арендодателей", — пояснил собеседник. По его словам, расширилась и география компаний-заказчиков.

Среди самых значимых событий ушедшего года можно назвать приход "Итеры" (проект делового центра "Минск-Сити") и иранской фирмы "Кейсон" (торгово-деловой центр около Национальной библиотеки). Ю. Попов уверен, что вслед за этими компаниями в 2008 году с реальными проектами придут и другие крупные инвесторы. Кроме того, в 2007 году открылись две современные гостиницы — "Европа" и "Виктория".

Событием прошлого года можно назвать начало строительства в Уручье крупного бизнес-центра класса "А" — "Голд-Сити" (российский заказчик), а также появление торговых объектов нового формата. Это прежде всего открытие накануне 2008 года торгово-развлекательного центра "Экспобел" и начало строительства совершенно нового для минского рынка объекта — мультибрендового торгового центра "Маэстро" (возле Комаровского рынка).

Заметим, что "Маэстро" характеризуют еще две положительные черты. Во-первых, заказчик нисколько не отступил от концепции проекта, что существенно повысило привлекательность объекта в глазах известных торговых операторов и позволило успешно реализовать планы привлечения партнеров на стадии строительства. А во-вторых, строительные работы на объекте велись без отставания от запланированного графика. Тогда как замедление темпов строительных работ можно назвать одной из главных особенностей прошлого года, характеризующих рынок коммерческих новостроек.

Покой и безмолвие царили в прошлом году в секторах складской и производственной недвижимости. О новых проектах и намерениях строить логистические центры много говорилось. Иранская компания продолжала работать над проектом центра "Прилесье", крупная российская компания, имеющая широкую сеть логистических центров в РФ, изучала спрос и занималась подбором участков вдоль основной автомобильной трассы Беларуси: Брест — Минск — Москва. Но до строительства дело так и не дошло.

Спрос на производственные объекты был менее выражен, чем на складские. Если только речь не идет об использовании бывших производственных площадей под иные цели — торговлю, бытовые услуги, общепит. Сохранялся высокий спрос на аренду складов, но он удовлетворялся с трудом и к тому же объектами, очень далекими от современной логистики.

Самым динамичным был рынок офисной недвижимости. Почти весь I квартал он пребывал в ожидании неких перемен, которые неизбежно должны были произойти вслед за повышением цен на энергоносители. В конце квартала ценовой маятник резко качнулся в сторону повышения, и по результатам первого полугодия рост цен составил, в частности, на офисы 26%. Лето и начало осени характеризовались традиционным для этого периода спокойствием, которое затем сменилось устойчивым ростом цен.

В результате за год офисы класса "В" в секторе долевого строительства подорожали на 45-65% (до 2.200-2.800 USD/кв. м). На вторичном рынке офисов класса "С" рост достиг 56% — с 1.600 USD/кв. м в начале года до 2.600 USD/кв. м в конце. По словам Ю. Попова, такая существенная разбежка в показателях говорит о том, что рынок по-прежнему не сформировался и не насыщен предложением. Многие продавцы и застройщики устанавливали цены, руководствуясь внутренним чутьем и дефицитом предложения.

с 1.02.2008 посетило: 646,
Вернуться к списку новостей напечатать страницу








Большой 
строительный портал PROdom © 2008
Проект Дениса Кораблева
Интернет-технологии для Бизнеса © 2007
Идея, дизайн и разработка сайта —
ActiveMedia

Рекламный отдел

(+375 44) 761-60-25
(+375 29) 556-99-11

prodomhelp

условия размещения рекламной информации