Большой строительный портал PROdom
выбор региона:
Товары
товарный каталог стройрынка
Услуги
база данных подрядчиков
Мебель
большой онлайн-каталог
Недвижимость
квартира, дом, офис, участок
Дизайн интерьера
квартира, дом, офис
Проекты домов
дома, коттеджи, гостиницы
Компании
каталог строительных компаний и организаций
Бренды
каталог строительных брендов
Форум
строительство, ремонт, недвижимость

Последний этап реконструкции оперного театра уже наступил

2008-07-21 в 16:02|Народная газета,  ng.by



В Большом театре специалисты уже приступили к работам в нижней части сцены и тем самым ознаменовали последний этап строительства, реконструкции и многочисленных восстановлений, которые продолжаются здесь почти два с половиной года. Сейчас рабочие формируют из бетона "скелеты" стен и технических помещений, после чего будет смонтировано восемьсот тонн металлоконструкций и уникального оборудования. Это станет апогеем реконструкции театра и "увертюрой" его открытия, которое запланировано на начало марта будущего года.

В унисон с пилорамой

Строительная площадка у стен Большого сегодня напоминает большой оркестр, где у каждого своя партия. В течение дня ”солирует” специальная техника, в унисон с которой — электрические инструменты. Их дополняют редкие разговоры строителей (интеллигентные разговоры, кстати, почти без матерка), да и все работает на конечный результат. Покраска фасада здания уже завершена. Цвет — белый. И этот самый результат, по крайней мере снаружи, можно себе представить. Невольно вспоминаешь одного из классиков, который сравнил архитектуру с застывшей музыкой.
— Но чтобы почувствовать эту музыку, нужно немного… пошуметь, — шутит Константин Беловец, заместитель гендиректора по производству. — А ”пошуметь”, в смысле поработать, есть кому. Сегодня над новым обликом театра трудятся почти 900 человек. Не отказываемся и от помощи различных предприятий, которые направляют своих сотрудников, например, для уборки мусора и других подсобных работ.
Комплексная реконструкция театра началась в феврале 2006-го, однако еще до этого историки и искусствоведы провели масштабные исследования. Ведь задача, которую поставили перед специалистами, — максимально приблизить внутренний и внешний облик обители Мельпомены к первозданному виду, который придумал и реализовал ”всевышний в архитектуре” — Иосиф Лангбард.

Назад. В будущее

Театр пережил несколько реконструкций. Самая масштабная из них началась сразу же после войны. Кстати, здание оперного одно из немногих в столице, которое устояло, несмотря на фашистские бомбардировки. При повторной реконструкции полностью изменили зрительный зал, построив его уже по традиционной ярусной схеме. Особое внимание уделялось оформлению. Лепные детали в фойе и зале, портал сцены с известными всем позолоченными ромашками и символами Советской власти — серпом и молотом — создавал скульптор Бембель. Спустя два десятка лет очередная реконструкция коснулась технического оборудования и оформления некоторых интерьеров. Внешний вид театра сохранился, за исключением крыши, которая перестала быть плоской. Искусствоведы шутливо окрестили ее ”безвкусным зонтом”. Теперь его снова ”закроют”.
Нынешняя реконструкция сродни ”машине времени” — зрители смогут увидеть тот самый театр, о котором мечтал Лангбард. Все работы разбиты на три пусковых комплекса. Первый и второй — административная часть и репетиционные, третий — сценический комплекс, его сдадут ”под ключ” последним.
— Изначально мы усилили и укрепили стены здания, заменили крышу, которая дисгармонировала со стилем обители искусства, полностью обновили коммуникации и элементы декора, — продолжает Константин Беловец. — Многие работы ведутся одновременно, так что здесь и не скажешь, сколько в процентом соотношении уже сделано. Сроки нам установили в 36 месяцев, то есть по всем подсчетам мы должны были завершить строительство в феврале 2009-го, но после того как здесь побывал глава государства, сроки ужали, однако на качестве это никак не скажется. Работы мы завершим к Новому году. Кстати, как один из положительных моментов Александр Лукашенко отметил, что даже ”ювелирную работу”, такую как нанесение позолоты на элементы декора или изготовление и укладка венецианской мозаики на полу, мы делаем своими силами без привлечения специалистов из-за рубежа и этим очень гордимся.
В фойе и зале театра станет больше элементов декора. Их восстанавливают по чертежам и старым фотографиям.
— Однако не все так просто, — рассказывает Сергей Соловьев, производитель работ и куратор по части декора. — В годы войны многие фотографии внутренней отделки пропали, а на уцелевших снимках некоторые детали плохо различимы. Вот здесь-то мы и делаем несколько вариантов таких элементов — цветы, листья… Все должно быть в едином стиле. Затем вместе с научным руководителем сравниваем полученные образцы и выбираем то, что гармонирует с остальными деталями. Кстати, иногда декоративные элементы мешают работам, тогда мы их просто снимаем, заранее сфотографировав и пронумеровав. Затем возвращаем на место. Некоторые тут же корректируют позолотчики.

Молчанье. Золото

У позолотчиков своя мастерская, в которую сразу и не достучишься — как-никак работа с благородным металлом. Новые декоративные элементы сначала шлифуют, затем покрывают лаком и лишь после этого приводят в ”театральный вид” — покрывают сусальным золотом. Специальная ”золотая” книжица, в которой находятся несколько десятков квадратных пластинок — ”золотых страничек”, продается в магазинах, а чистый вес в ней чуть более одного грамма, так что даже на сережки не хватит.
— Работа в самом деле ювелирная, — подчеркивает позолотчик Анастасия Завала. — Руками к таким тонким пластинкам мы даже не прикасаемся. Открываем страничку, переносим содержимое на мягкую подушку и отрезаем нужное количество специальным ножом. Затем кисточкой золотую пластинку накладываем на декоративный элемент и укатываем ватным тампоном. Самое сложное в такой работе — терпение, оно есть не у каждого. Видимо, именно поэтому у нас в мастерской большинство женщин, шутим мы.
Терпение необходимо и гранитчикам, которые создают шедевры на полу — мозаику. Вначале дизайнеры придумывают рисунок, затем его вырисовывают в полную величину на картоне, используя всю необходимую колористику. И лишь после этого начинается работа гранитчиков: вырезание элементов и их укладка. Скорость — полметра в день.

Акробаты искусства

Плафон театра расписывают шесть художников. Они — словно артисты цирка под куполом, где и находится их временная мастерская. В ближайшее время ее закроют — строительные леса уберут, так как роспись практически завершена.
— Самое сложное и одновременно интересное в нашей работе — стилистика, — рассказывает Игорь Шикулов, главный художник. — Здание построено в стиле ампир, и живописи тут практически не было. Мы решили, что нужно добавить что-то свое — передать некий привет из настоящего, но добавить это ”свое” очень аккуратно и незаметно. Посему решили, что поскольку ампир вышел из ренессанса, то художественные элементы этого стиля должны дополнить ампир. И когда начали работы, увидели, что оба стиля ”приняли” друг друга. Да и само название ”ренессанс” в переводе означает ”возрождение”, так что все символично. Используем мягкую цветовую гамму, чтобы у зрителя было ощущение чего-то легкого и воздушного. Кстати, мы очень любим театр. Будучи студентами, часто ставили пьесы. Именно поэтому к данной работе отнеслись, как к серьезной постановке. Так что можете нас поздравить с грандиозной художественной премьерой!
Все работы обойдутся государству в 260 миллиардов рублей, включая затраты и по благоустройству прилегающих территорий. Полностью изменится прилегающий сквер, который, скорее всего, будет называться Театральным. На главной аллее архитекторы разместят светодинамический каскадный фонтан, появятся дополнительные аллеи — Балетная и Оперная, их украсят небольшие скульптуры. Что же до самого здания, то, по утверждению специалистов, в реконструкции использованы такие современные материалы, которые позволят не возвращаться к ремонту этого храма искусства несколько десятков лет.

Из ”биографии” театра

Конкурс на лучший проект здания театра оперы и балета в Минске впервые провели в тридцатых годах прошлого века. Помимо Лангбарда в нем приняли участие такие известные архитекторы, как Троцкий, Бархин, Лавров и многие другие. Жюри склонилось к архитектурному решению Лаврова (автора здания Ленинской библиотеки в белорусской столице). Лавров даже написал статью в издании того времени ”Искусство и революция”, в коей подробно рассказал о своем детище, поразившем всех своими размерами. 11 июня 1933 года на бывшей Троицкой горе в день празднования освобождения города от белополяков состоялась торжественная закладка первого камня.
— Правда, в конечном итоге от варианта Лаврова решили отказаться, хотя фундамент залили по утвержденным ранее размерам, — рассказывает Галина Шостак, ведущий научный сотрудник архива научно-технической документации. — Дело в том, что в тридцатые годы прошлого века наблюдается перестройка в театральном искусстве. И если до этого было очень модно создавать постановки масштабные, например, на сцену выкатывали автотранспорт, ездили экипажи, запряженные живыми лошадьми, были популярны массовые сцены с привлечением большого количества актеров, то в середине тридцатых такие ”режиссерские находки” вышли из моды, и уже камерность диктовала свои требования архитектуре.
После дополнительных конкурсов в 1934 году лучшим признают проект Иосифа Лангбарда (на фото сверху), автора Дома правительства, Дома Красной Армии и многих других зданий. Зрительный зал согласно эскизам и чертежам мастера выглядел, как крутой амфитеатр с партером, большим балконом и двумя боковыми ложами. Тем не менее от помпезной отделки внутренних интерьеров Лангбарда любезно попросили отказаться. Видимо, архитектурные боссы посчитали их ненужными излишествами, ”легким запахом запада”. Остались в эскизах и скульптуры, которые архитектор планировал разместить в нишах главного фасада. Урезала специальная комиссия и количество мест в зале. Если изначально их планировали почти две с половиной тысячи, то в итоговом варианте оставили почти в два раза меньше. Основные работы завершили в 1937-м, а открытие театра состоялось спустя два года.

с 21.07.2008 посетило: 506,
Вернуться к списку новостей напечатать страницу








Большой 
строительный портал PROdom © 2008
Проект Дениса Кораблева
Интернет-технологии для Бизнеса © 2007
Идея, дизайн и разработка сайта —
ActiveMedia

Рекламный отдел

(+375 44) 761-60-25
(+375 29) 556-99-11

prodomhelp

условия размещения рекламной информации