Большой строительный портал PROdom
выбор региона:
Товары
товарный каталог стройрынка
Услуги
база данных подрядчиков
Мебель
большой онлайн-каталог
Недвижимость
квартира, дом, офис, участок
Дизайн интерьера
квартира, дом, офис
Проекты домов
дома, коттеджи, гостиницы
Компании
каталог строительных компаний и организаций
Бренды
каталог строительных брендов
Форум
строительство, ремонт, недвижимость

Виленское барокко

2009-03-17 в 08:01|Антон Смалюк,  antonsm.livejournal.com



История виленского барокко начинается в начале 18 века. Первые храмы, которые можно отнести к виленскому барокко были построены по проектам Иосифа Фонтана III. Это перестройка фасада костела Кармелитов в Глубоком:

agliad_vil_15.jpg

И костела Визиток в Вильне:

vilniab_2.jpg

Информация о костеле визиток весьма противоречива. Различные источники расходятся и в дате постройки и имени архитектора. Наиболее часто встречающиеся даты 1717 или 1727 год. Храм очень интересен и не похож на другие храмы своей эпохи. В частности, он имеет очень нестандартную для тех времен композицию. В 17-18 веках основным типом храма являлась трехнефовая базилика. Костел визиток представляет собой однонефовый храм, с планом в виде креста, почти центричный. Подобная композиция встречается чаще в православном и униатском деревянном зодчестве.

И, практически такой же план имеет построенная тем же Фонтана униатская церковь Рождества Богородицы в Гродно:

garodnia26.jpg

Она отличается только значительно более сдержанным «сарматским» декором и двумя небольшими дополнительными куполами. После войны храм и монастырь были превращены в тюрьму, и до сих пор находятся не в самом лучшем состоянии. К сожалению, в Вильнюсе в подобном состоянии находятся и другие храмы, являющиеся знаковыми для данного стиля. Например, не лучшим образом выглядит костел Миссионеров, автором которого был Глаубиц:

vilniab_1.jpg

Как уже упоминал Антон Смалюк в своем прошлом обзоре, среди историков идут порой весьма ожесточенные споры, о происхождении виленского барокко и даже о названии, которое можно применить к этому стилю. Тут следует обратить внимание, что виленское барокко очень отличается от зодчества соседней Польши. Польское барочное зодчество в значительной степени продолжало предыдущие «сарматские» традиции. Большинство барочных польских храмов этого периода тяжеловесны и приземисты, например костел святого Михаила в Кракове:

poland_2.jpg

Или костел Езуитов в Познани:

polandb2.jpg

Храмы, похожие на виленские в Польше являются скорее исключением, чем правилом: Например, костел Бернардинцев в Познани:

poland_1.jpg

Храм имеет устремленный в небо силуэт, типичный для виленского барокко, но и здесь наблюдается заметная разница: в польском храме это достигается в значительной степени за счет высоких куполов сложной формы на башнях, в то время как в Беларуси и Литве чаще делали высокими и многоступенчатыми сами башни (типичный пример – полоцкая София):

agliad_vil_12.jpg

Также можно вспомнить костел Визиток в Варшаве:

poland_3.jpg

Тоже наряду со сходством можно увидеть и серьезные различия, в частности, здесь в значтельной степени упор сделан на лепные элементы и скульптуры, в то время как в виленском барокко лепнина играет значительно меньшую роль, а скульптуры зачастую отсутствуют вовсе.

Одним из наиболее вероятных источников, из которого черпали вдохновение авторы виленского барокко было зодчество южной Германии, и соседних стран, в частности Чехии. Что не удивительно, т.к. в это время на троне Речи Посполитой находилась саксонская династия. Так в Германии и Австрии весьма распространены храмы с «средневековым» силуэтом, в котором на фасаде господствуют две высокие башни:

german_4.jpg

Весьма похожа на него церковь в австрийском Мельке:

vilniab_2.jpg

Но на этих примерах хорошо видно, что виленское барокко не является прямым заимвствованием из немецкого, здесь также вертикальная устремленность достигается за счет высоких куполов сложной формы. Кроме того, практически любой двухбашенный храм в стиле виленского барокко имеет между башнями высокий барочный фронтон, в большинстве немецких храмов, фронтоны очень низкие:

german_2.jpg

Хотя, разумеется есть и исключения :

german_3.jpg

В различных источниках храмы данного региона относят к стилю рококо. Хотя на мой взгляд, это не совсем корректно, рококо –преимущественно интерьерный стиль, но для многих храмов в Германии и соседних странах это можно допустить, так как они весьма богато украшены лепниными или резными деталями и скульптурой. Например, в Швейцарии :

german_1.jpg

Аналогии с виленским барокко можно обнаружить и в зодчестве Чехии. Например, такой хрестоматийный объект как костел св. Николая (Микулаша) в Праге:

praga_1.jpg

Плавные линии его главного фасада весьма близки к фасадам некоторых безбашенных «виленских»храмов Еще интересный пример, в некоторых белорусских костелах, башни развернуты относительно плоскости главного фасада, в частности в костеле св. Андрея в Слониме:

agliad_vil_1.jpg

В Праге тот же прием применен в костеле св.Яна в Новом Месте:

praga_2.jpg

Можно увидеть аналогии между однобашенными костелами Беларуси, например в Заславле:

zaslauje_1.jpg

И нынешним православным кафедральным собором Кирилла и Мефодия в Праге:

praga_3.jpg

У пражского храма башня не высокая, но композиции основной части фасадов у данных храмов очень близки.

 

с 16.03.2009 посетило: 1,
Вернуться к списку новостей напечатать страницу








Большой 
строительный портал PROdom © 2008
Проект Дениса Кораблева
Интернет-технологии для Бизнеса © 2007
Идея, дизайн и разработка сайта —
ActiveMedia

Рекламный отдел

(+375 44) 761-60-25
(+375 29) 556-99-11

prodomhelp

условия размещения рекламной информации