Большой строительный портал PROdom
выбор региона:
Товары
товарный каталог стройрынка
Услуги
база данных подрядчиков
Мебель
большой онлайн-каталог
Недвижимость
квартира, дом, офис, участок
Дизайн интерьера
квартира, дом, офис
Проекты домов
дома, коттеджи, гостиницы
Компании
каталог строительных компаний и организаций
Бренды
каталог строительных брендов
Форум
строительство, ремонт, недвижимость

История городских окраин

2007-08-25 в 10:24|Дарья САЦУКЕВИЧ, Минский курьер,  www.mk.by



В думах о хорошем

Территория бывшей городской окраины Добрые мысли раскинулась от станции метро «Институт культуры» до аэропорта «Минск-1». Это удивительное название предместье получило еще в незапамятные времена. О его происхождении можно только гадать: то ли добрыми были помыслы местных жителей, то ли в седой древности жил здесь известный человек по имени Добромысл…

Как бы там ни было, в XIX веке Добрые мысли уже входили в городскую черту. Ну, а в наше время Добромысленским именуется лишь маленький переулок…

Здесь родилась река Немига

Деревня Добромысль, как считают историки, появилась в этой местности очень давно

Дело в том, что корень «мысл» в белорусских названиях встречается редко, история его восходит к дохристианским временам, когда в ходу были такие имена, как Гостомысл, Добромысл и прочие. Но с распространением христианства эти имена забылись. А вот названия местностей в некоторых случаях сохранились. Любопытно, что в одном районе часть «мысл» в названиях имели две деревни: Добромысль и Щемыслица. Добромысленская земля интересна и тем, что подарила минчанам Немигу. Здесь, возле современного здания Белорусского государственного университета культуры, когда-то было небольшое болото. Называлось оно Францисканским, из него и брала начало легендарная река. А обмелела Немига в конце ХIХ века во многом из-за строительства железнодорожного полотна и насыпей, которые нарушили ее естественное течение. Уже в начале ХIХ века юго-западную окраину Минска стали называть Добрые мысли. Территория ее тянулась вдоль старого Койдановского тракта. Тогда это была главная транспортная артерия города, ведущая в направлении Бреста, Варшавы и Берлина.

А еще здесь, на выезде из Минска, стояла корчма «Добра мысль». С 70-х годов XIX века начало Койдановского пути стали именовать улицей Московской. После строительства минского аэропорта (1930-е) трасса старой дороги обогнула летное поле, а в 1937-м дорогу от города к аэродрому назвали именем летчика Чкалова. В начале ХХ века в Добрых мыслях появились новые улицы: Григорьевская (ныне - Фабрициуса), Проводная (сегодня ее трасса застроена предприятиями у железной дороги), Дементьевская (теперь переулок Фабрициуса). Старая Вирская, к удивлению, сохранила название и трассировку, как и переулок Брилевский, за столетие выросший до улицы. Несмотря на то что земля Добрых мыслей была во владении города еще с конца XVI столетия, основное строительство тут началось в конце ХIХ века. Здесь разместилось немало заводиков-фабрик и мелких производств или хотя бы их складов - поближе к железной дороге, главному торговому пути. Так, по сей день во дворах Добромысленского переулка сохранились строения, которые некогда были складами пивоваренного завода «Богемия» (ныне «Аливария»).

В застройке того же переулка, среди зданий ГУВД Минска, стоит бывший корпус женского отделения тюрьмы, построенный в начале ХХ века. А еще в первые десятилетия ХХ столетия тут работала колбасная фабрика Ротера, располагался дегтярный склад Дрейцера, коптили небо стеклозаводики. О том, что здесь было налажено стекольное производство, сегодня напоминает переулок Стекольный. А дольше всего эту отрасль представляло предприятие «Пролетар» (до начала 40-х годов прошлого века). Район Добрых мыслей, как привокзальный, был оснащен конкой, здесь работали две корчмы и пожарная часть. В нескольких кварталах находились предприятия, обслуживающие железнодорожный узел и Брестский вокзал. В 1918 году в Добрых мыслях появился собственный рынок - «Суражский». Он разместился на пересечении улиц Суражской и Григорьевской, а работал до 70-х годов. Окончательно его ликвидировали во время строительства первой линии метрополитена и депо подземки. Дольше просуществовала автостанция «Товарная», которая канула в Лету в 90-е годы, а на ее месте выросла автозаправочная станция.

Активное строительство в Добрых мыслях развернулось в 20-е годы прошлого века. Так, в 1929 году на перекрестке улиц Григорьевской и Дементьевской был построен химико-фармацевтический завод (сегодня это корпуса «Белмедпрепаратов»). В 30-х на территории Добрых мыслей началось строительство аэропорта и корпусов для его служб. Тогда же возвели общежития БГУ (Московская, 5), известную баню № 7 (Московская, 7а) и жилые дома для железнодорожников (улица Московская, 8 и 10, и переулок Добромысленский, 3). В 1936 году, к радости местных жителей, на Койдановском тракте была построена средняя школа № 1. До этого местным ребятишкам приходилось учиться «в городе». На улице Московской от дореволюционной застройки сохранился лишь один каменный дом (Московская, 11). Принадлежал он госпоже Вержбовской, которая 1 октября 1911 года открыла здесь городскую публичную библиотеку. Это учреждение культуры получило имя великого русского писателя Льва Толстого. Любопытно, что современная одноименная городская библиотека находится напротив, по адресу Московская, 18.

Там, где взлетали самолеты

Району Добрых мыслей город обязан не только первым вокзалом, но и первым аэропортом

Аэропорт появился здесь в 1933 году. Тогда с него стартовал первый самолет «К-5». А уже весной 1934-го тут приземлились три самолета «По-2». Принадлежали они Смоленскому авиаподразделению спецприменения Московского управления гражданского воздушного флота. Но с момента прилета в Минск серебряные птицы получили постоянную «прописку» в небе Беларуси. Это положило начало развитию в республике гражданской авиации. Первые постоянные авиарейсы с аэродрома «Минск-1» начались в 1935 году. Это были небольшие маршруты, соединившие столицу БССР с семнадцатью райцентрами. А вот почтово-пассажирский маршрут Минск - Москва появился в 1936-м. В середине 50-х годов прошлого века аэропорт приобрел международный статус. К 1970 году он обслуживал уже более миллиона пассажиров в год. На базе аэропорта в 70-е был создан Минский авиаремонтный завод (бывший завод гражданской авиации № 407). В его ангарах ремонтировали и переоборудовали самолеты «Ту-134», «Як-40», «Як-422». В начале 80-х годов с городского аэропорта выходили 22 внутренние авиалинии и 96 связывающих Минск с городами других республик СССР. Работали также международные рейсы Минск - Берлин, Минск - Варшава. Но в начале 90-х белорусской авиации пришлось туго - число пассажиров сократилось в 35 раз! И лишь в XXI веке столичный воздушный порт снова «встал на крыло»… В мае 2007 года принято решение о закрытии аэропорта «Минск-1» и переносе Минского авиаремонтного завода на территорию Национального аэропорта «Минск». На месте старого аэродрома, площадь которого около 330 гектаров, появится новый городской район «Минск-Сити». Проект комплекса разрабатывают специалисты предприятия УП«Минскградо». Здание первого минского аэропорта будет сохранено как архитектурный памятник. На территории же бывшего взлетного поля предусмотрено возведение иностранных посольств и консульств, общественного центра, гостиниц, торговых центров и развлекательных комплексов. Кроме общественно-делового центра с 80-этажной башней появится жилой микрорайон.

Вокзал в стиле модерн

Семимильными шагами в конце XIX века Минск продвигался на юго-запад. Это направление ему придали инженеры, построившие в Добрых мыслях Брестский железнодорожный вокзал

Московско-Брестскую стальную магистраль прокладывали в 1870-е годы. Тогда проектировщики и выбрали площадку для будущего вокзала в полутора километрах на юго-запад от центра города. В 1871 году там, где сегодня пустырь между путями и улицей Суражской (напротив остановки электричек «Институт культуры»), возвели деревянный вокзал. Назывался он Брестским и оставался главным в Минске до начала ХХ века. Только после капитальной перестройки здания Виленского вокзала, ставшего каменным и просторным, роль Брестского заметно снизилась. Деревянное здание вокзала, уничтоженное пожаром в 1928 году, было оригинальным, в стиле модерн, с элементами народного зодчества.

с 24.08.2007 посетило: 2540,
Вернуться к списку новостей напечатать страницу








Большой 
строительный портал PROdom © 2008
Проект Дениса Кораблева
Интернет-технологии для Бизнеса © 2007
Идея, дизайн и разработка сайта —
ActiveMedia

Рекламный отдел

(+375 44) 761-60-25
(+375 29) 556-99-11

prodomhelp

условия размещения рекламной информации